Рок-архив

Все о рок-музыке, рок-музыкантах, рок-группах

Архив Русского Рока

…предыдущее.
Новый Архетипrock-arhiv-03

Красочное разнообразие стилей «новой волны» содержит в себе некий единый внутренний каркас – новый архетип, пришедший на смену модели хиппи.
О существовании такого нью-вейверского архетипа свидетельствуют и произведения искусства, и материалы общественно-политической жизни. Первым и главным признаком его я назвал бы реализм. Эпоха экзотических движений, требовавших невозможного, канула в прошлое. Даже в проявлениях молодёжного протеста вышли на первый план реальные, бытовые проблемы, а не догматика отвлечённых идеологий. Со стороны такие изменения расцениваются как «поправение» молодёжи на Западе, однако, на наш взгляд, следовало бы говорить скорее о взрослении молодёжного движения, когда на смену опьянению внезапно нахлынувшей свободой приходит пора трезвых размышлений о том, что с этой свободой делать.
Очень ярко трансформация революционной психологии проявилась в творчестве таких панк-групп как КЛЭШ, которые предельно демократизировали рок, устранив из него все элементы профессиональной кастовости, и создали песни поразительное социальной остроты, причём радикализм их произрастал не из априорных установок о том, что такое хорошо и что такое плохо, как, скажем, у группы The WHO, а из повседневной реальности.
Серьёзно изменилось и отношение к самим себе: статистика свидетельствует о резком падении на рубеже десятилетий числа наркоманов, алкоголиков и даже курящих среди молодёжи. Многие популярные группы решительно отвергли «разрушающие» наркотики типа героина или ЛСД, воскресив идеал энергичного, решительного человека, способного, в отличие от мечтателя – хиппи, защитить собственными руками свою свободу от посягательств.
Итак, энергия стала другим признаком «новой волны». Быть вечно пьяным и гнить заживо, кажется, уже совсем не модно.
Классическую антитезу фильму «Забриски пойнт» составляет другой шедевр мирового кинематографа тех лет – «Водитель такси», герой которого (я назвал бы его символической фигурой для нового поколения) свои взгляды на жизнь, хотя и содержащие изрядную долю психопатологической симптоматики, реализует чётко, продуманно и в конце концов удачно. Его победа в бою с целой бандой гангстеров ни на секунду не кажется нам авторским произволом: мы верим в то, что видим, потому что на наших глазах молодой американский таксист всё свое время и силы посвящал подготовке к этому сражению, тренировался в обращении с оружием, тратил деньги на приобретение самой современной и экзотической боевой техники. Пожалуй, успех его настолько же закономерен, насколько закономерно было поражение героя Антониони.
Наконец, стоит сказать и об иронии, в том числе-иронии над самим собой, которая стала настолько характерна для культуры «новой волны», что исследователю порой совершенно невозможно понять, что говориться всерьёз, а что в насмешку.
Ироническое мировосприятие составляет неотъемлемый компонент социальной психологии некоторых новых молодёжных движений. Начало этому положили панки, нацепившие на свои кожаные куртки взаимоисключающие политические символы, но то же явление мы видим и в т.н. «спортивных фанатах», которые сами не скрывают того, что почти ничего не знают о своих так называемых любимых командах, да, впрочем, и не стремятся что-либо знать. Это дало основание некоторым серьезным исследователям усомниться в том, что подобного рода движения имеют какое-то отношение к спорту: они должны рассматриваться в одном контексте с экзотическими объединениями типа московской «армии KISS», ленинградских «зверей» и т.п., хотя с точки зрения «новой волны» объединение вокруг случайного фетиша естественно.
Нельзя рассматривать «нововолновые» фетиши как политические принципы и объявлять, скажем, Нину Хаген – супер-звезду новой волны 80-хгг. – сторонницей различных реакционных учений, как это делают в нашей периодической печати на основании её интервью. Модная женщина, скорее всего, просто развлекалась, так же как развлекалась наша группа АКВАРИУМ, объявляя себя в 80-81 гг. «идейными» последователями карибской (!) религии растафаризма. продолжение следует…
РОКАДА 1991 №2

Автор: Fitil. Рубрика: Новости, Разное.

Ваш отзыв

Имя
Почта
Сайт
Сообщение